Понедельник, 29.04.2024, 10:14
DIVE-POINT Сайт дайверов г. Горловка
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
БЕЗОПАСНОСТЬ ДАЙВИНГА [16]
Медицина дайвинга. [35]
Навыки. [17]
Снаряжение дайвера. [46]
Техно дайвинг [36]
Соло дайвинг. [9]
Ребризеры. [2]
Подводная охота. [24]
Фридайвинг [2]
Системы обучения. [8]
Фото и Видео под водой. [19]
Интересные дайвсайты. [8]
Водолазное. [0]
Дайверский юмор. [3]
Прочее [7]
Мини-чат
200
Главная » Статьи » Навыки.

Плавучесть для начинающих.

Джон Бантин

Уверенный контроль плавучести – основа приятного и интересного дайвинга. Если вы сделаете себя абсолютно нейтральными и не будете ни тонуть, ни всплывать, это сделает ваши погружения абсолютно расслабленными и не требующими затрат энергии. Так что, по мнению Джона Бантина, это очень грустно, что такому количеству дайверов так и не удается освоить этот базовый навык.
 
Во время обучения в закрытой воде основной заботой вашего инструктора является обеспечение вам комфортного положения на дне, чтобы вы находились в комфорте, изучая разнообразные навыки, делающие вас дайвером. Это было бы не слишком приятно для вас обоих, если бы вы все время уплывали друг от друга.

 Простое решение, применяемое многими инструкторами – использовать побольше свинца, чтобы плотно прижать вас ко дну. Это может быть и хорошо для обучения, но это – совсем не дайвинг.

Все начинают с идеи, что вам необходимо побольше груза, чтобы уйти под воду. На самом деле это не нужно. Что вам необходимо, так это правильный подбор грузов, чтобы вы не тонули и не всплывали.
Попробуйте провести в бассейне следующий эксперимент. Оденьте только ваши плавки или купальник и попробуйте зависнуть в воде в вертикальном положении. Человеческое тело имеет более или менее нейтральную плавучесть, его плавучесть зависит от соотношения жировых и мышечных тканей. Люди тонут только из-за того, что голова – самый плотный и тяжелый компонент тела, так что при естественном ходе событий человек будет плавать в вертикальном положении головой вниз.

Сделав глубокий вдох, вы приобретете положительную плавучесть, и ваша голова останется на поверхности, поддерживаемая плавучестью вашего тела. Выдохните, опустошив, насколько возможно, легкие, и ваша голова уйдет под воду. Это изменение плавучести за счет изменения объема легких исключительно важно для понимания принципов контроля плавучести. К чему же это?

Давным-давно Архимед открыл, что при погружении предмета в воду его потери в весе равны весу вытесненной им воды.
К телу прилагается выталкивающая сила, и если плотность предмета меньше плотности воды, эта выталкивающая сила заставит тело плавать. Этот закон хорошо знаком строителям больших стальных судов.

Не все элементы снаряжения для подводного плавания тонут. Тем не менее, все они теряют вес по мере погружения. Тяжелые баллоны вытесняют воду и становятся легче. Алюминиевые баллоны в пустом состоянии почти нейтральны, но помните: сам воздух, содержащийся в этих баллонах, имеет вес, и это необходимо учитывать при подборе грузов.

Другие элементы снаряжения для подводного плавания могут добавить вам положительной плавучести. Ваша маска, и особенно заключенный под ней воздух, увеличивают плавучесть. Надевая гидрокостюм, вы увеличиваете общий объем и уменьшаете среднюю плотность тела. Это приводит к увеличению плавучести. То же самое относится и к капюшону, и к перчаткам.
В целом, ваше снаряжение увеличивает вашу плавучесть, поэтому, чтобы справиться с этим эффектом и вновь приобрести нейтральную плавучесть, нам приходится добавлять груз.
Но никогда не используйте больше груза, чем это необходимо. Никогда не забывайте, что вы должны всплывать, делая вдох, и погружаться, делая выдох. Если вы правильно подобрали груза, это правило должно работать вне зависимости от того, надето ли на вас снаряжение, или нет.
Произведите тот же эксперимент на поверхности воды, используя все необходимое вам для погружения снаряжение. Сделайте глубокий вдох через регулятор и опустошите ваш компенсатор плавучести. Вы должны плавать, поверхность воды должна оказаться на уровне ваших глаз. Если вы сделаете выдох, вы должны начать медленно погружаться.

Вдох – всплытие, выдох – погружение. Если это не так, изменяйте количество грузов, пока их количество не окажется правильным. Затем добавьте количество груза, замещающего количество газа, которое вы планируете израсходовать.
Количество воздуха в баллоне, а соответственно его вес, определяется при умножении емкости баллона на давление в нем. Если вы использовали 180 Бар из 12-ти литрового баллона, это значит, вы использовали 2160 литров воздуха. Вес такого количества воздуха равен приблизительно 2 кг, и эти потери вы должны учесть за счет добавления груза в начале погружения.

Все было бы просто, если бы не эффект, вызываемый давлением воды. К сожалению, по мере того, как вы погружаетесь, давление растет, и часть вашего снаряжения подвержена обжатию, в особенности ваш костюм. Это снаряжение, сохраняя вес, будет терять объем, а следовательно – и плавучесть. Чтобы справиться с этим, мы используем компенсатор плавучести, но использовать его необходимо должным образом.
По мере погружения мы добавляем в компенсатор воздух, чтобы увеличить нашу плавучесть; и от этого воздуха нам предстоит избавляться по мере всплытия.
Все еще несколько усложняется благодаря тому, что сам воздух с глубиной тоже сжимается, и потому оказываемый им при погружении эффект меньше, но затем он расширяется при подъеме, и эффект увеличивается.

Однако наша плавучесть динамически изменяется. То, как мы дышим, оказывает значительное влияние на нашу плавучесть. Если наше дыхание расслабленно, наша плавучесть будет довольно стабильной. Если темп дыхания увеличивается, мы используем больший объем легких.
Наша плавучесть значительно изменяется, если мы начинаем дышать часто и глубоко. У крупного человека изменение плавучести при глубоких вдохах и выдохах может достигать 8 кг. Это очень много.
Есть причины предполагать, что у небольших людей и женщин навыки плавучести лучше, поскольку их плавучесть при вдохах и выдохах изменяется значительно меньше.

Мы можем обманываться и считать, что обладаем нейтральной плавучестью, благодаря нашему стилю работы ластами. Многие дайверы перегружены, и если бы они замерли, то начали бы тонуть, но они постоянно плывут и работают ластами. При этом большая часть усилий идет на поддержание их положения на выбранной глубине, а не на движение вперед.

Если бы их груза были бы подобраны правильно, и они продолжали плыть таким же образом, то они продвигались бы вперед и вверх. Как вы можете этого избежать? Начните с подбора правильного количества грузов, и лишь такого количество воздуха в компенсатор плавучести, какое необходимо, чтобы оставаться нейтрально плавучим на выбранной глубине. Плывите горизонтально, а не пытайтесь «шагать» в почти горизонтальном положении
Сделайте так, и вы увидите, насколько мало воздуха в компенсаторе необходимо правильно «отвешенному» дайверу.

Начинающие дайверы часто постоянно играются с кнопками своих пультов инфляторов. Им кажется, что это сродни использованию лифта. Я помню недавно сертифицированную пару, которая была абсолютно уверенна, что вы поддуваете компенсатор, чтобы подняться, и сдуваете его, чтобы погрузиться. Это может казаться логичным, пока вы не поймете, насколько это может быть опасным!
Вам необходимо поддувать компенсатор только по мере спуска и избавляться от него по мере подъема на поверхность. Ваша цель – постоянно поддерживать нейтральную плавучесть. Играйтесь постоянно с кнопками – и вы никогда не достигните необходимого результата. В определенных пределах плавучесть необходимо контролировать за счет дыхания, и вы обнаружите, что таким образом достичь желаемого результата значительно проще, чем за счет механического управления.
Предполагая, что вы хотите плыть на одной глубине, просто сделайте глубокий вдох, чтобы проплыть над неким препятствием, оказавшимся у вас на пути, и выдохните полностью, если необходимо проплыть под чем-то. Это очень просто. В конце концов, дайверы делали так задолго до того, как был изобретен компенсатор плавучести.
 
Дайвер, обладающий нейтральной плавучестью, использует ласты только для движения вперед или назад. В конце погружения такой дайвер без труда сможет всплыть вверх вдоль ходового конца или якорной цепи. Ему не надо вытягивать себя, перебирая руками по ходовику. Он всплывает вверх, время от времени понемногу стравливая газ из компенсатора плавучести, чтобы всю дорогу к поверхности сохранять нейтральную плавучесть.

Вы обнаружили, что не можете оставаться на поверхности, просто сделав глубокий вдох и не добавляя газ в компенсатор?
Вы устремляетесь вниз, как только стравливаете газ из компенсатора плавучести, вместо того чтобы плавно погружаться только после того, как сделаете полный выдох?
Вы обнаружили, что все время под водой вы вынуждены работать ластами, если не держитесь за что-либо? Вам не удается расслабиться и оставаться там, где вы хотите?
Вы изнемогаете от усилий на протяжении всего погружения вместо того, чтобы испытывать расслабление?
Вам приходится работать слишком усердно?
Подъем вдоль ходовика становится для вас трудной и долгой дорогой?

Если вы ответили «да» на любой из этих вопросов, ваши навыки контроля плавучести не слишком эффективны. Исправьте их, и вы будете чувствовать значительно меньшую усталость по завершении погружения .Дополнительный плюс – чем меньше вы работаете, тем меньше расход газа!

DiverNet
Перевод:  Кирилл "CELT" Егоров



Источник: http://www.decostop.ru/articles/51.htm
Категория: Навыки. | Добавил: DIVE-POINT (09.11.2011) | Автор: Джон Бантин Пер:Кирилл Егоров
Просмотров: 2458 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz