Понедельник, 29.04.2024, 12:40
DIVE-POINT Сайт дайверов г. Горловка
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
БЕЗОПАСНОСТЬ ДАЙВИНГА [16]
Медицина дайвинга. [35]
Навыки. [17]
Снаряжение дайвера. [46]
Техно дайвинг [36]
Соло дайвинг. [9]
Ребризеры. [2]
Подводная охота. [24]
Фридайвинг [2]
Системы обучения. [8]
Фото и Видео под водой. [19]
Интересные дайвсайты. [8]
Водолазное. [0]
Дайверский юмор. [3]
Прочее [7]
Мини-чат
200
Главная » Статьи » Техно дайвинг

У вас есть 35 секунд! Начали!

Джона Лиддиарда

Вы ныряете в спарках, с манифольдом и изолирующим вентилем? Если да, насколько быстро в экстренной ситуации вы сможете перекрыть баллон? Сможете ли вы поручиться, что сможете это сделать достаточно быстро? Такие вопросы возникли у Джона Лиддиарда, проведшего ряд экспериментов.

Спаренные баллоны являются стандартным элементом снаряжения, когда мы говорим о любых боле или менее серьезных погружениях, требующих декомпрессии.
Когда появляется декомпрессионный потолок, как и в случае погружений в подводные пещеры или проникновений в затопленные объекты, пропадает возможность немедленно всплытия. Все, конечно, не так строго – всегда может быть проведена рекомпрессия, но нельзя исправить утопление. Дублирование, обеспечиваемое спаренными баллонами, двумя регуляторами и хорошим планированием, должно помочь вам справиться с большинством происшествий, избегнув как декомпрессионной болезни, так и утопления.

Существует три основных способа комплектации спарки: независимые баллоны, снабженные независимыми регуляторами; баллоны, соединенные манифольдом; и баллоны, соединенные при помощи изолирующего манифольда (манифольда с изолирующим вентилем).
В случае с независимыми баллонами, дайвер должен постоянно переходить с одного регулятора на другой, чтобы газ в баллонах использовался равномерно. В любой момент погружения, в любом баллоне должно быть достаточно газа для возвращения на поверхность, если регулятор на втором баллоне перестанет функционировать.
В ходе погружения, рассчитанного в соответствии с правилом третей, это значит, что в одном баллоне всегда должно быть на одну треть объема больше, чем в другом. На самом деле, большинство дайверов не позволяют этой разнице превышать 50 бар.
В случае с манифольдом, дайвер на протяжении всего погружения использует для дыхания один регулятор, не считая нескольких вдохов из резервного регулятора (для проверки его работоспособности, перед началом погружения). Нужды менять регуляторы нет, так как баллоны соединены между собой.

Многие технические дайверы предпочитают манифольды без изолирующего вентиля, обосновывая это тем, что сломанное соединение приведет к опустошению обоих баллонов. Я не стану описывать отдельно работу с вентилями такой спарки, так как она почти идентична описываемому ниже случаю.

Даже если манифольд снабжен изолирующим вентилем, если происходит поломка регулятора, ведущая к потере газа, газ будет выходить из обоих баллонов, пока не будет перекрыт изолятор; затем баллон со сломанным регулятором продолжит терять газ, пока не будет перекрыт вентиль баллона. Когда все будет стабилизировано, изолятор может быть открыт, чтобы оставшийся работающий регулятор подавал воздух из обоих баллонов.
Худшей ситуацией в случае с независимой спаркой будет, если в любой момент погружения единственный оставшийся баллон будет содержать объем газа, едва достаточный для достижения поверхности. Таким образом, в случае со спраркой с манифольдом, целью является перекрытие вентилей до того, как будет потеряна половина оставшегося газа.
Если перекрытие может быть выполнено быстрее, дайвер, использующий спарку с манифольдом, обеспечит себе большую безопасность. А если перекрытие будет медленнее, оставшегося газа может не хватить для возвращения на поверхность. Поэтому дайвер, использующий спарку с изолирующим вентилем, должен отрабатывать перекрытие вентилей, чтобы в экстренной ситуации он сохранил максимум газа.

Так сколько же времени должно занимать перекрытие вентилей? Я решил произвести ряд измерений. Точнее, я попросил Стива Чаплина помочь мне произвести эти эксперименты.

Я не мог сделать это без помощи, поскольку я сам обычно пользуюсь независимыми баллонами. Это мое личное предпочтение. Мне нравится, когда я могу полностью разобрать снаряжение и легко переделать его конфигурацию. Также я не слишком гибок от природы и не слишком хорошо справляюсь с перекрытием вентилей.

С другой стороны, Стив использует спаренные 12-литровые баллоны с изолирующим манифольдом. Он достаточно гибок и эффективно выполняет перекрытия.

Наши эксперименты начались на автомобильной стоянке, прямо за компрессорной нашего клуба. Снаряжение Стива состояло из 2 баллонов Faber (12.2 литра, 232 бара) и изолирующего манифольда от Scubapro с резиновыми ручками вентилей, помогающими облегчить перекрытия. Регуляторы - Scubapro Mk 20, соединение DIN. Один регулятор оснащен длинным шлангом, на втором установлен манометр.
Единственная внесенная нами модификация – мы добавили второй манометр, чтобы мы могли измерять давление в каждом баллоне.

Стив прикрутил регуляторы к спарке. Мы организовали ряд ситуаций, связанных с потерей газа, и измеряли, сколько газа выходило из каждого баллона за интервалы времени в 15 и 30 секунд.

Были проработаны следующие сценарии:

Неконтролируемая свободная подача (Нажатие кнопки подачи газа на второй ступени)
Разрыв шланга низкого давление, как длинного, так и стандартного (Отсоединение второй ступени от шланга)
Разрыв шланга высокого давление (Отсоединение манометра)
Разрыв уплотнительного кольца высокого давления (Вырезание сегмента из уплотнительного кольца).

Мы выяснили, что худшей ситуацией является повреждение шланга низкого давления, и не важно какого – длинного или стандартного. При этом баллон опустошается быстрее, чем при открытии вентиля!
Округляя до десятых, скорость расхода варьировалась от 32.5 литров в секунду (в случае с заполненными на 2/3 баллонами) до 20.3 литров в секунду (при 60 барах в баллоне). Средний расход (при 100 барах), скорость потерь будет 24.4 литров в секунду.

Далее, мы выяснили, что манифольд не перекрывает поток газа между баллонами. Даже когда изолятор был едва приоткрыт, на пол оборота, оба баллона теряли газ равномерно, пока вентиль не был перекрыт полностью. Если вы будете едва приоткрывать изолятор, это значительно снизит время, необходимое для перекрытия газа, не ограничивая при этом поток между баллонами.

Учитывая, что скорость потерь изменяется в зависимости от давления, будет ли она изменяться в зависимости от глубины? Мы провели следующий эксперимент, чтобы проверить это: мы взяли на погружение запасной баллон с регулятором, и позволили ему «взорваться» на глубине 30 метров. Скорость потери газа осталась неизменной.
Я свел всю информацию в таблицу, чтобы рассчитать необходимую скорость перекрытия вентилей баллонов различных объемов при различных давлениях. Результаты для баллонов от 7 до 15 литров отображены в виде графика, где T1 – время, затраченное на закрытие изолятора, а каждый столбец отображает Т2 – время, понадобившееся на закрытие одного из вентилей баллонов.

Первый график (см. ниже) – для баллонов, в которых на момент поломки имелось 140 бар. Точка «1/3 на вход» по правилу третей, когда половина оставшегося газа нужна для безопасного выхода.
Вторая таблица – для баллонов при 100 барах. Это точка, в которой обычно начинают подъем при погружениях в открытой воде (если декомпрессия будет проходить на основном газе без использования этапных или декомпрессионных баллонов).
Итак, для дайвера со спаренными 12.2-литровыми баллонами, если время на перекрытие изолятора (Т1) было равно 15 секундам, у него останется в запасе еще 35 секунд на перекрытие вентиля баллона (Т2). В худшем случае, через 35 секунд он будет вынужден пропустить декомпрессионные остановки, или утонет.

Не выглядит слишком сложным… В конце концов, вы регулярно отрабатываете перекрытия, и у вас не возникает проблем, вы укладываетесь в обозначенные времена. Однако происшествия не похожи на упражнения. Они всегда происходят внезапно, в самое неподходящее время.


График для баллонов под давлением 140 Бар 

График для баллонов под давлением 140 Бар 

Вы находитесь на 35 метрах, немного одурманены наркозом. Вы поглощены тем, что делаете – прокладываете ходовой конец, измеряете иллюминатор, извлекаете из норы лобстера, фотографируете, исследуете затонувшее судно, выпускаете буек. И внезапно все вокруг заполняется пузырями.
Не важно, насколько вы опытны, первой вашей реакцией будут изумление и шок. Вам понадобится несколько секунд, чтобы осознать, что вам необходимо бросить все, чем вы занимались, и перекрыть изолятор. Все это время пузыри бурлят вокруг вас. Вы поднимаете ил, и видимость падает до нулевой.
И все-таки, практика окупает себя, и вы закрываете изолятор, превысив время, достигнутое во время тренировок, всего на 5 секунд.
Итак, изолятор закрыт, но пузыри все еще вырываются откуда-то. Вам понадобится решить, какой из вентилей влияет на разорванный шланг, и перекрыть его. В процессе вам понадобиться сменить регуляторы.
А стресс продолжает нарастать.
Несмотря на все отвлекающие моменты, вы перекрываете вентиль, как раз вовремя. Поздравляю, вы пережили происшествие.

Но предположим, что это займет чуть больше времени? Предположим, что в замешательстве вы не смогли определить, какой баллон необходимо перекрыть, и вам пришлось решать задачу методом проб и ошибок? Предположим, что шланг низкого давления порвался, когда у вас было меньше газа?
Я не утверждаю, что наши эксперименты или анализ абсолютно точны. Цифры могут несколько отличаться при использовании манифольдов или регуляторов других производителей, так что для уверенности вы можете сами провести эти испытания.
 
Главный вывод – чтобы получать пользу от манифольда, необходимо практиковаться, чтобы выполнять перекрытия достаточно быстро, чтобы у вас осталось достаточно газа для подъема к поверхности.  

1 Дотягиваемся до изолятора в центральной части манифольда 

2 Закрываем изолятор


3 ...затем перекрываем вентиль, относящийся к поврежденному регулятору 


4 Позволяем вырываться воздуху из шланга на протяжении 15 и 30 секунд. Обратите внимание, что для безопасности шланг прижат ногой к земле 


5 Симулированное повреждение уплотнительного кольца высокого давления (из кольца вырезан сектор) 

ЧТО ГОВОРЯТ ОБУЧАЮЩИЕ АГЕНСТВА

BSAC, Джэк Ингл: «В курсах BSAC не существует временных требований к этому упражнению. Лично я стараюсь перекрыть изолятор и необходимый вентиль за 10 секунд».

PADI/DSAT, Марк Кейни: «От студента требуется выполнить упражнение, в ходе которого он закрывает и снова открывает изолятор и оба вентиля со сменой регуляторов не более чем за 45 секунд».

IANTD, Кевин Гурр: «Я стремлюсь выполнить полное упражнение по перекрытию вентилей за 15-20 секунд. Это: закрыть изолятор, закрыть регулятор номер1, перейти на номер 2, открыть номер 1, перейти на номер 1, открыть номер 2, открыть изолятор, проверить оба регулятора».

TDI, Дэйв Крокфорд: «Учебное упражнение по закрытию и открытию всех трех вентилей, смене и проверке регуляторов по необходимости должно выполняться в пределах 2 минут. Простое деление дает 20 секунд на то, чтобы закрыть каждый вентиль, однако я ожидаю, что дайверы справятся с этой задачей быстрее».

 

DiverNet
Перевод:  Кирилл "CELT" Егоров

Перепечатка статьи  только с разрешения владельцев сайта.

 



Источник: http://www.decostop.ru
Категория: Техно дайвинг | Добавил: DIVE-POINT (14.04.2011) | Автор: Джона Лиддиарда. пер. Кирилл Егоров
Просмотров: 1071 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz