Четверг, 02.05.2024, 17:43
DIVE-POINT Сайт дайверов г. Горловка
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
БЕЗОПАСНОСТЬ ДАЙВИНГА [16]
Медицина дайвинга. [35]
Навыки. [17]
Снаряжение дайвера. [46]
Техно дайвинг [36]
Соло дайвинг. [9]
Ребризеры. [2]
Подводная охота. [24]
Фридайвинг [2]
Системы обучения. [8]
Фото и Видео под водой. [19]
Интересные дайвсайты. [8]
Водолазное. [0]
Дайверский юмор. [3]
Прочее [7]
Мини-чат
200
Главная » Статьи » Соло дайвинг.

Соло дайвинг - искусство быть самостоятельным. Глава 5. Системы экстренной подачи воздуха и как спасти самого себя.
14.12.08

Мы живем в век технологий, и поломки техники противостоят нам почти в каждом аспекте нашей современной жизни. В большинстве случаев, это означает неудобство; но в дайвинге – это часто означает смерть.
Michael Mendino.

Ваш самый важный элемент дайв оборудования, это ясная голова.
Carlos Eyles.


Когда закончился воздух.
У меня никогда не бывало ситуаций с преждевременным расходованием воздуха. Считаю ли я себя везунчиком? Нет, я не думаю, что удача здесь играет роль, это вопрос дисциплины. Я постоянно проверяю и перепроверяю свои приборы. Я всегда придерживаюсь рекомендаций, описанных в главе 4. Я знаю, что если случиться поломка оборудования, то ни одна дисциплина в мире не сможет предотвратить это. Так что в этом смысле мне действительно везло. Но если не учитывать спонтанные поломки оборудования (которые можно было бы предотвратить при хорошем уходе), то я считаю, что неожиданное опустошение баллона с воздухом, это как неожиданное опустошение бензобака – его можно предотвратить, если следить за приборами.
Тогда зачем писать эту главу, если можно избежать экстренных ситуаций путем постоянного слежения за приборами и хорошего ухода за оборудованием?
Ответа два:
1) как я уже упоминал, инцидент может случиться даже с самыми прилежными и осторожными дайверами;
2) как гласит старая поговорка, знание - это сила, а в данном случае, эта сила может быть направлена на предотвращение несчастья.
Большинство из вас учили, что если у вас закончиться воздух, то нужно обратиться за помощью к напарнику, если он находиться в пределах досягаемости. Если напарник вне пределов досягаемости, то действовать следует по плану «Б» - экстренное всплытие. Если ваш напарник вам помогает, то есть делиться свои воздухом, то он должен дать вам свой октопус и затем вы вместе совершаете всплытие, держась друг за друга. После всплытия, вы должны вручную надуть свой BCD, извиниться за то, что допустили случиться подобному, и поплыть к точке выхода из воды. Звучит очень просто. Но помните, это контролируемый сценарий, когда инструктор или дайвмастер всегда находиться наготове. Добавьте сюда реальность: панику, глубину 20 метров и больше, обстоятельство, что вы отрабатывали давно эти навыки (или вообще не отрабатывали с данным напарником), и вы поймете, что это не так просто. Некоторые исследования показывают, что примерно в 50% случаев преждевременного расходования воздуха, напарники пострадавших не хотели или были не в состоянии оказать помощь. (См. работы доктора E. Thalman «Система дайвинга вызывает дискуссию», Pressure, июль / август 1989).
В случае экстренного всплытия, вас учили убрать регулятор изо рта (возможно, кого-то учили удерживать его во рту в зависимости от инструктора и обучающего агентства), увеличить проходимость дыхательных путей (смотреть вверх или откинуть голову), выдыхать во время всплытия, выровняться возле поверхности, и надеяться на лучшее. Если вам повезло, и вы избежали баротравмы легких или пропустили декомпрессионную остановку, вы можете затем воспрянуть духом и пообещать себе, что больше не допустите подобных ситуаций. Возможно, я слишком циничен, но, по разным причинам я всегда думал, что может быть лучший путь. Я не верю в надежность напарника в любом отношении, особенно в вопросе снабжения воздухом, и экстренное всплытие мне кажется слишком рискованным предприятием.
Данные сценарии не предусматривают волнения в океане, или иные условия (пещеры, затонувшие объекты, лед и т.д.), и они не предусмотрены и для соло дайверов (наверняка аварийное всплытие совсем не подходит для соло дайвинга). Я также еще не упоминал совместное дыхание по очереди из одного регулятора во время всплытия. К вашему сведению, совместное дыхание из одного регулятора приводило к утоплению обоих дайверов, и в настоящее время не преподается как вариант выхода из аварийной ситуации. Некоторые инструкторы учат, что лучше выполнить аварийное всплытие, чем пытаться дышать их одного регулятора совместно с напарником. Я считаю, что в этом есть смысл.
Но что же насчет соло дайверов? Если у них нет напарников, и аварийное всплытие не самый лучший выбор, что у них имеется в запасе на случай непредвиденного истощения воздуха, и как это можно применять в том или ином виде погружений?
Оставшееся содержание этой главы рассказывает о системах экстренной подачи воздуха (EBS - emergency breathing system), о способах их применения, и рекомендации к их применению. Заметьте, что такие специализации дайвинга, как пещерный, рек, глубоководный дайвинг и прочее, имеют свои требования и должны выполняться в соответствии со стандартами безопасности. Конечно, никто не может вас силой заставит выполнять эти требования, но для соло дайвера, эти стандарты имеют жизненно важное значение и помогают не балансировать на краю. Я поделил системы на две основные группы:
1. первый тип (альтернативная подача воздуха)
2. второй тип (резервная подача воздуха)
Обе категории очень гибкие и могут варьировать в зависимости от вида их применения и зоны охвата.

Первый тип: альтернативная подача воздуха.
Системы экстренной подачи воздуха первого типа отличаются от систем второго типа тем, что они не подают избыточных запасов воздуха. Тем не менее, они предлагают один вид избыточного снабжения воздухом – запасная вторая ступень регулятора. В виду того, что они не обеспечивают дополнительным снабжением воздухом, я отнес их в категорию альтернативных. Их прямое назначение в спортивном дайвинге, это снабжение напарника воздухом при помощи октопуса, или в случае поломки основной ступени, снабжение воздухом самого дайвера. Для соло дайвинга, системы первого типа, просто незаменимы в виде запасной второй ступени. Но они будут неэффективны без какого- либо снабжения воздухом второго типа, из-за отсутствия каких- либо резервов. Для соло дайвера, этот фактор означает то же самое, что парашют для летчика-истребителя. Если у соло дайвера неожиданно закончился воздух, и у него не оказалось с собой ни одной системы экстренной подачи воздуха второго типа, то у него есть только один выбор (кроме утопления) – совершить аварийное всплытие, что совсем нежелательно.
Теперь мы рассмотрим различные виды систем первого типа. Заострите свое внимание на том, как они присоединяются к дайверу и как они функционируют.

Октопус.
Это, наверное, самая распространенная система первого типа, и вы можете ее знать под разными названиями, октопус, бипус (bipus), регулятор, запасной регулятор и т.д. Разные названия, одно предназначение. Любой крупный производитель оборудования имеет хотя бы один вид доступного октопуса. Они могут быть разных цветов, но как аварийная единица, обычно они бывают желтого, оранжевого, или ярко-красного цвета. С появлением люминесцентных и флюорисцентных красок розового и светло-зеленого цвета, видимость систем экстренной подачи воздуха приобрела новое значение.
Расположение октопуса должно быть любым, кроме стандартного; я всегда учил своих студентов, что единственный элемент оборудования, который должен находиться над правым плечом, это основная вторая ступень, все остальное (приборы, шланги низкого давления, и октопус) должно находиться слева. Этот тип расположения оборудования не универсален, и каждый может принять его или нет. Единственное, о чем вы должны постоянно помнить, ни один элемент оборудования не должен свисать таким образом, чтобы оно могло переплестись или повредиться. Один из моих учеников, став инструктором, сказал мне, что в тот единственный раз, когда ему понадобился октопус (к счастью это была не угрожающая жизни ситуация), он обнаружил его волочащимся по дну, и впоследствии забитым песком и совершенно непригодным к использованию. Теперь он фиксирует его в более безопасной позиции.
Недостатки октопуса, противопоставленные остальным системам первого типа и рассмотренные здесь, скорее больше личные, чем технические. К октопусу нужен шланг низкого давления, в то время, как другие единицы интегрированы с инфлятором BCD. А это означает больший объем и сопротивление при движении. Также, для октопуса требуется какое-нибудь приспособление, специальный карман, чтобы предотвратить его волочение по дну или застревание между камней, водорослей и т.д.

Scubapro A.I.R. 2
В 1979 году Scubapro представила A.I.R. 2 (альтернативный инфляторный регулятор Alternate Inflation Regulator). Это была первая попытка соединить октопус с инфлятором. В этом нововведении, инфлятор и октопус были объединены в одну единицу, что позволяло избавиться от дополнительного шланга низкого давления для октопуса.
Одним из преимуществ этой разработки было ее местонахождение. Она предназначена для использования левой рукой и всегда расположена на конце шланга инфлятора BCD. Так как она всегда используется как инфлятор, то ее месторасположение весьма знакомо для дайверов, так как они постоянно пользуются инфлятором. Поэтому для привыкания и нахождения октопуса требуется немного времени и рефлекс быстрого поиска октопуса вырабатывается за короткий срок, что очень важно при экстренной ситуации при истощении воздуха. Благодаря дизайну A.I.R. 2, загубник находиться в очень удобной позиции для немедленного использования.
Кроме дизайна, есть еще разница в применении октопуса и A.I.R. 2. Октопус предназначен для напарника, а при применении A.I.R. 2, основная вторая ступень отдается дайверу-реципиенту (у кого закончился воздух), а сам A.I.R. 2 остается в использовании дайвера – донора (кто делиться воздухом). В соло дайвинге не будет напарника, требующего помощи, а вот основная вторая ступень может дать сбой, поэтому этот первый тип системы экстренной подачи воздуха необходим; второй тип системы требуется, если у дайвера случилась проблема с его собственным источником подачи воздуха.
Кроме удобства расположения Scubapro A.I.R. 2, есть еще достоинства. Как заявила Scubapro, проблемы, связанные накоплением песка, гравия и других инородных тел внутри октопуса, решены в A.I.R. 2 двумя путями. Первый, так как A.I.R. 2 присоединен к более короткому шлангу BCD, вероятность, что он будет волочиться по дну, снижается. Второй, каждый раз при стравливании BCD, воздух будет выходить через механизм регулятора, загубник и клапан выдоха. Это предохраняет воздушную камеру от инородных тел, и регулятор всегда готов к использованию.

Submersible Systems, Inc. Spare Air 3000.
Submersible Systems, Inc. Huntington Beach, Калифорния, была инструментальной в развитии и разработке систем второго типа. С выпуском первого Spare Air (Запасной воздух) более чем десятилетие назад, спортивная индустрия дайвинга по новому взглянула на резервирование и запасные системы воздуха.
Самая новая модель Spare Air, появившаяся на рынке, это 3000 серия Spare Air модель 270, абсолютная система второго типа, вмещающая 2,7 кубических футов воздуха (3000 psi). Модель небольшая, весит только 1,75 фунтов, и обладает нейтральной плавучестью в воде. Она отличается от своего предшественника тем, что вмещает больше воздуха и немного короче (хотя большего диаметра), с вентилем-щелчком, вместо винтового. Spare Air - 3000 имеет полностью обновленный дизайн универсальной системы фиксации и адаптер, который позволяет наполнять его из баллона.
Эта система предназначена не только соло дайверам, но ее можно передавать из рук в руки напарнику, у которого закончился воздух, позволяя тем самым помогающему дайверу не соприкасаться с дайвером в беде. Не нужны никакие шланги или другие крепления, что позволяет выполнять более безопасное всплытие, чем при дыхании через октопус. Spare Air 3000 помещается в нейлоновую кобуру на липучках, и ее можно располагать в любой позиции, на поясе, BCD или на креплениях баллона.
Я погружался с Spare Air и рекомендую ее всем своим студентам. К счастью, мне не приходилось ее использовать в реальной ситуации, но я имитировал много раз экстренные всплытия со своими студентами, и соло. Во всех случаях, это устройство работало без сбоев. Nathan Rosenberg, председатель и президент Submersible Systems, Inc., заявил, что, «Наша новая система Spare Air, это продукт вашего акцента на обслуживании наших клиентов. Каждое улучшение было основано на предложениях дайверов, инструкторов, распространителей оборудования».
Spare Air 3000 – это великолепный выбор для спортивного дайвинга, когда нет дополнительных условий (высокие волны и т .д.), глубокой воды (то есть больше 24 метров), или другие продвинутые, специализированные ситуации. Не то, чтобы это устройство не могло быть использовано в качестве резерва в подобных ситуациях, но как первая линия устройств второго типа, оно не сможет обеспечить достаточным количеством воздуха в экстренной ситуации.


Второй тип: резервная подача воздуха.

Баллон пони.
Более подходящая для рек дайверов система второго типа - баллон пони. Это от 20 до 40-кубических футов баллон, который имеет полностью автономный набор регулятора и приборов (часто приборы опускаются). Пони баллон обеспечивает дайверов достаточным количеством воздуха, кроме погружений наиболее продвинутого типа. Для соло дайверов это прекрасный выбор, учитывая, что баллон имеет большую вместимость воздуха.
Пони баллон обычно фиксируют к основному баллону при помощи любого приспособления в позиции, из которой его легко достать. Я видел дайверов, которые придумывали разные способы крепления запасного регулятора к их BCD или иногда запасные регуляторы просто свисали сбоку
или сзади (не самый хороший вариант). С регулятором от пони баллона нужно обращаться как с октопусом, чтобы сразу найти его в чрезвычайной ситуации. Кроме того, любые дополнительные шланги, которые могут прикрепляться к запасному регулятору, должны фиксироваться таким образом, чтобы не создавать сопротивление при движении.
Для всех соло дайверов, кто погружается глубже 24 метров, рекомендуется использовать запасную систему второго типа, по вместимости, схожей с пони баллонами. На такой глубине, системы типа Spare Air будет недостаточно.

Система двойных баллонов с двойным регулятором.
Многие годы дайверы использовали конфигурацию баллонов «близнецы», или стандартный двойной манифолд. Это устройство, состоящее из двух одинаковых баллонов с одним вентилем, одним регулятором в гнезде манифолда. «Близнецы» обеспечивают дайвера двойным запасом воздуха. Я использовал «Близнецы» 80 во многих случаях, преимущественно для рек и глубоководного дайвинга. Дополнительный объем воздуха, которым они обеспечивают, позволяют продлить время на дне, но сами по себе они не являются аварийной системой подачи воздуха.
Независимая система двойных баллонов с двойными регуляторами по конфигурации похожа на «близнецов». Основное различие в том, что вместо манифолда с одним вентилем и регулятором, независимая система имеет два вентиля и два совершенно автономных регулятора, которые можно индивидуально отключать или включать. Это добавляет безопасности.
Манифолд с двойным вентилем был разработан сообществом пещерных дайвером для погружений в сложных условиях. Но позже все остальные дайверы стали использовать их для своих погружений (рек, глубоководные, исследователи и т.д.). При двойных баллонах, с отдельным регулятором и набором приборов, уровень резервирования воздуха намного выше, чем с пони или Spare Air. Недостатком этой системы является то, что это устройство объемно и громоздко, и чтобы к нему привыкнуть, требуется время. Также, из-за дополнительно веса запасного баллона и регуляторов, необходимо сделать поправку в весе грузов.
Sherwood разработал систему, которая на один шаг опережает типичные независимые двойные устройства. Оно называется Двойной DIN Манифолд (Genesis) с использованием уникального изоляционного вентиля, который может изолировать каждый баллон. Система представляет собой истинно независимую EBS систему с максимальным запасом воздуха. Так как система включает в себя DIN соединения, она более надежна, чем YOKE.
Соло дайвинг в сложных условиях, подобно погружениям в пещере или на затонувшие объекты, требует дополнительных запасов воздуха не только на случай преждевременного истощения воздуха, но и на случай сбоя в работе регулятора, протекания О-кольца, разрыва диска, или разрушения вентиля. Во всех этих случаях требуется второй тип EBS систем, которое можно легко достать и которое будет надежно в применении. Независимая система двойных баллонов или Sherwood Genesis Манифолд, эти обе системы легко достать и они надежны в применении. Совместно с пони баллонами, они добавляют безопасность. Помните, что системы первого типа, так же должны быть стандартным оборудованием для соло дайвера.

Двойные баллоны с отдельными регуляторами и приборами (манометр).
Это тип оборудования с двумя отдельными независимыми баллонами, у каждого баллона свой собственный регулятор и манометр. Размер баллонов обычно одинаковый, но я видел дайверов с баллонами 80 и 50. оба баллона фиксируются в одном рюкзаке, регуляторы и приборы располагают в разных позициях. Основной баллон находиться в той позиции, которая удобна для дайвера, а запасной можно разместить в кармане BCD или прикрепить на специальных креплениях. Я знаю дайверов, которые фиксируют регуляторы и манометры к баллону при помощи лент из Velcro и Nylon. Каким бы не был способ фиксации, важно иметь быстрый доступ к системе и защищать ее от повреждений.
Важно сохранять и поддерживать баланс и EBS систему, не дыша слишком медленно из одного баллона. Необходимость в периодическом переключении регуляторов и наблюдении за давлением в обоих баллонах создает дополнительную нагрузку для дайвера. Другой недостаток в объемности дополнительных баллонов и регуляторов, фактор, к которому нужно будет привыкнуть.

Продолжение в Соло дайвинг - искусство быть самостоятельным. Глава 6. Мнения.

Источник: http://dive.kz/ru/paedia/2008/12/14/162.htm
Категория: Соло дайвинг. | Добавил: DIVE-POINT (09.03.2009) | Автор: Роберт Вон Майер (Robert Von Maier)
Просмотров: 2861 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz