Используйте меньше воздуха, совершенствуйте плавучесть, ориентируйтесь с легкостью.
Потребление меньшего объема воздуха
Это сводится
к двум предписаниям. "Действуйте целесообразно": делайте меньше движений, т.к.
для этого вам нужно меньше воздуха (вы используйте воздух для сжигания калорий).
"Не тратьте впустую" - не расходуйте воздух больше, чем Вам нужно. Делайте
следующее.
1. Дышите глубже и медленнее. Каждое дыхание означает
действие. Чтобы вдохнуть, Вы должны вдохом открыть потребляющий клапан в вашей
второй ступени и пустить газ по горлу внутрь легких. Каждый сантиметр этого пути
означает трение. Каждый изгиб на пути, который огибает газ, означает завихрение.
Обе эти вещи увеличивают работу дыхания. Еще хуже то, что трение и завихрение
возрастают с глубиной.
Так что не перегружайте дыхание. Попробуйте
сделать долгий, устойчивый вдох до тех пор, пока ваши легкие не наполнятся
воздухом. Затем сделайте долгий и устойчивый выдох, пока они не опустошатся.
Полный выдох также уменьшает объем "мертвого" воздуха, который остается в ваших
легких.
2. Задерживайте дыхание после вдоха. Ваш инструктор
говорил вам "дышите как обычно", но то, что он имел ввиду, не относилось к
задержке вашего дыхания. По сути, наиболее лучший способ дыхания под водой
отличается он того же, но на суше. Вместо вашего обычного способа дыхания
"вдох-выдох-задержка-вдох-выдох-задержка" попробуйте такой:
"вдох-задержка-выдох-вдох-задержка-выдох".
Перемещение газа - процесс,
когда кислород попадает в ваш кровоток, а углекислый газ покидает его,
происходит только тогда, когда ваши легкие наполненные или близки к тому.
Задержка дыхания с наполненными легкими дает времени для перемещения газа
большего объема.
Не означает ли это "задержку вашего дыхания"? Не
приводит ли эта задержка к риску перерасширения легких и эмболии во время
всплытия? Нет, если Вы держите свое горло открытым. Сдерживайте воздух
удержанием вашей грудной клетки расширенной, но не смыкайте надгортанник на
задней части вашего горла.
3. Гребите разумно. Толкайте себя с
наименьшим количеством возможной силы - таким образом вы должны использовать
меньший объем воздуха. Короткие гребки ногами почти прямо переносят большинство
силы мускул в движение вперед.
Плывите медленно. Удвоение вашей скорости
требует примерно четырехкратного увеличения силы. По сути, вы должны совершать
все свои движения: двигать руками и поворачивать головой, а также грести ластами
- медленно, чтобы сохранить силы и, следовательно, воздух.
Придавайте
себе обтекаемую форму, т.к. вы должны отталкивать меньшее количество воды в
сторону, когда вы плывете вперед. Избавьтесь от принадлежностей или прикрепите
их как можно ближе к себе. Держите руки по бокам - болтание руками отнимает
больше сил, чем того стоит. Не волочите ногами - попробуйте принять
горизонтальное положение, чтобы ваши ласты проходили через "отверстие" в воде,
сделанное вашей головой.
4. Улучшайте свою подвижность. Подводное
плавание может неожиданно потребовать больших усилий, потому что вода намного
плотнее воздуха. Плавание при полном подводном снаряжении на скорости 1,5 км в
час требует примерно в 13 раз больше усилий, чем сидение в покое, и примерно
такое же количество усилий, которое вам потребуется для довольно быстрой
пробежки.
Даже небольшое усилие может обусловить повышение скорости
вашего дыхания. Насколько и как скоро оно повысится, наибольшим образом зависит
от вашей подвижности. Дыхательная скорость аквалангиста с хорошей подвижностью
будет увеличиваться медленнее в то время возрастания рабочей нагрузки, так что
он будет потреблять меньшее количество воздуха.
5. Улучшите свое
снаряжение. Три маленьких протечки из хомута вашего баллона? Датчик
давления? Ваш октопус часто без напора? Объем теряемого воздуха может казаться
малым, однако это происходит постоянно. Замените кольца или установите их
по-другому, чтобы устранить утечки.
6. Оставайтесь теплым. Говоря
просто, холодный аквалангист использует воздуха на 20% больше, чем теплый.
Почему? Тело холодного аквалангиста использует дополнительные силы для согрева.
А раз больше сил - значит и больше воздуха.
Но никогда не делайте
этого
Никогда не "пропускайте дыхание", сдерживая его против воли
смыканием горла, как вы это делаете при плавании с трубкой и маской и подводном
плавании на поверхности воды. Если вы сомкнули свои надгортанники, ваши легкие и
горло становятся похожими на связанный воздушный шар. Ячейки ваших легких
уязвимы к разрыву даже при незначительном всплытии.
Совершенствуйте плавучесть
Одна из ключевых черт
опытного аквалангиста - хорошее управление плавучестью - необходимо для
избежания столкновения с кораллами, за возможность увидеть которые мы платим
довольно много, и для предотвращения неуправляемых всплытий. Плавучесть также
позволяет вам расслабиться и уменьшить потребление воздуха. Делайте
так.
1. Сделайте мелочь. А потом подождите, чтобы получить отдачу
от нее. Вы опускаетесь? Сделайте короткий впрыск воздуха в ваш компенсатор
плавучести и подождите пять или десять секунд, чтобы увидеть, что произойдет.
Даже если вы добавили правильный объем воздуха, может потребоваться еще времени
для дополнительной плавучести, чтобы остановить ваше движение вниз и привести
вас к остановке.
Одна из самых распространенных ошибок заключается в
продолжении добавления воздуха в компенсатор до тех пор, пока вы не почувствуете
изменение. За то время вы, безусловно, добавите слишком много воздуха в ваш
компенсатор и будете вынуждены избавиться от большей его части. Вы можете
потратить весь день на эти действия.
Очевидно, вы должны будете применять
здесь некоторые суждения. Если вы очень тяжелы и погружаетесь быстро, вам будет
нужно действовать намного активнее, чтобы остановить свое погружение. Это даже
больше относится к быстрому всплытию. Однако большую часть времени большинство
аквалангистов не испытывают нейтральную плавучесть, потому что они перебарщивают
с ее управлением.
2. Уменьшайте свой груз. Слишком много свинца на
вашем грузовом ремне означает то, что вы будете носить слишком много воздуха в
своем компенсаторе плавучести для нейтрализации плавучести. Это не могло бы быть
большой трудностью, если бы ваша глубина оставалась постоянной, однако такого не
бывает. Когда вы всплываете, воздух в вашем компенсаторе расширяется и
становится более плавучим, ускоряя ваше всплытие. Когда вы погружаетесь, воздух
сжимается и становится менее плавучим, ускоряя ваше
погружение.
Нейтральная плавучесть - это как плоскость на вершине горы, с
которой шар не будет скатываться. Однако, однажды пустив его с этой вершины в
любом из направлений, шар приобретет скорость. Слишком много свинца на вашем
грузовом ремне, а, следовательно, слишком много воздуха в компенсаторе, делают
плоскость намного меньше и наклон с каждой стороны круче.
Правильное
количество груза должно уравновешивать вас на глубине в 4,5 метра с пустым
компенсатором и почти пустым баллоном, чтобы вы смогли уютно попарить во время
подстраховочной остановки. Это означает то, что в начале погружения вы должны
быть на 1,8-2,3 кг тяжелее (разницу составляет вес воздуха, который вы
используете в течение погружения).
3. Используйте свои легкие.
Поймав нейтральную плавучесть, не потребляйте воздух вместе с компенсатором.
Вместо добавления воздуха в него для осуществления временных изменений - для
переплыва глыб, например, - добавьте воздух в ваши легкие. Дыхание из легких,
наполненных по большей части, может обеспечить вас целыми 900 граммами
дополнительной плавучести в отличие от дыхания из легких, опорожненных по
большей части. Однако не сдерживайте свое дыхание смыканием горла. Поддерживайте
наибольший объем легких с помощью мышц вашей грудной клетки.
4.
Предвидьте изменения плавучести. Ваша плавучесть будет возрастать, как
только вы начнете всплытие, так что немедленно начните опорожнять свой
компенсатор. Если вы будете ждать, пока почувствуете положительную плавучесть,
то вам придется наверстывать упущенное, что может привести к переисправлениям
плавучести.
Более того, знание того, что ваш компенсатор и внешний
гидрокостюм сжимаются при погружении, добавит вам отрицательных ощущений.
Добавьте небольшое количество воздуха в ваш компенсатор вскоре после начала
погружения - это избавит вас от плохого состояния.
Поскольку вы выдыхаете
свой баллон, к концу плавания вы получите дополнительных 1,8-2,7 кг плавучести.
Предвидьте это и выпустите небольшое количество воздуха из своего компенсатора
для настройки плавучести.
5. Расслабьтесь. Беспокойство обычно
проявляется в постоянной гребле руками и несущественных гребках ногами. В
правильном, лицом вниз, положении такое поведение обычно приводит к восходящему
толчку. Такое выталкивание вверх должно уравновешиваться дополнительными грузами
на грузовом ремне, что является причиной, почему неопытные аквалангисты так
часто перегружаются. Они думают, что нейтрально плавучи, поскольку они
поддерживают постоянную глубину, однако в действительности они постоянно плывут
вверх.
Но никогда не делайте этого
В попытке свести к
минимуму свой вес никогда не удаляйте такое количество грузов, при котором вы не
смогли бы оставаться нейтрально плавучими на глубине 4,5 метра в конце
погружения. Это означает, что вы должны быть на 1,8-2,3 кг тяжелее в начале и
медленно опускаться во время вдыхания.
Есть даже случаи, когда лучше быть
еще на 900 граммов тяжелее. Например, если вы в первый раз надели толстый
неопреновый гидрокостюм. Сам по себе неопрен может стать причиной изменений
плавучести, а если вы неосторожны в опорожнении своего компенсатора при
всплытии, вам, возможно, понадобится дополнительные груза, чтобы взять
плавучесть под контроль.
Точное
ориентирование
Обычный страх потеряться под водой происходит из-за
неопытности в ориентировании. Слишком часто мы следуем за лидером, когда плаваем
под водой, из-за чего не развиваем собственные навыки в ориентировании. В
следующий раз пойдите погружаться в одиночестве или с напарником и попробуйте
следующее.
1. Составьте карту в уме. Ключом к подводному
ориентированию являются: наличие карты (на бумаге или в уме) места погружения и
постоянное нахождение себя на ней. Настоящая карта, нарисованная на дощечке,
может быть ценным помощником в обучении, однако в скором времени вы, вероятно,
сможете обходиться и без нее. Заметные вещи являются тем, что делает карту
запоминаемой. Составьте изображение не только главного очертания места
погружения, но и наибольшей и наименьшей глубины, обрывистости дна, расположения
различных выступов, направления солнца (обычно вы можете видеть его из-под
воды).
Указания руководителя погружения должны дать вам множество
сведений для вашей карты. Не утруждайте себя задавать вопросы. В течение
плавания представляйте себя движущимся по вашей карте.
2. Составьте
путь по месту. Легко потеряться, если просто следуешь за своим носом. Вместо
того решите заблаговременно, по какому пути вы будете следовать и проложите его
в своей умственной карте.
Самый легкий путь следования - это, вероятно,
туда и обратно, потому что вы можете вернуться почти той же дорогой. Однако
обратный путь должен быть "просвечен" по пути туда, поскольку большинство вещей
выглядят по-разному с двух сторон. Вы можете оставить запланированный путь для
изучения чего-то находящегося за его границами до тех пор, пока вы не вспомните,
как вернуться. Другим способом изменения пути туда-обратно является возвращение
на несколько мелкую глубину.
3. Определение цепи меток. Пока
плывете, не думайте о проходящем пейзаже, как о постепенно разворачивающемся
свитке. Вместо того подумайте о нем в кусках, связанных распознаваемыми метками.
Отсюда до того камня, который выглядит как клюв попугая, например, а от этого
камня до той банки из-под "Пепси". Метки должны располагаться близко друг к
другу, чтобы вы могли видеть их одновременно.
Лучшие отметки те, которые
не являются частью ландшафта, как та банка из-под "Пепси". В некоторых местах
может быть доступнее сделать метку нагромождением камней - пользуйтесь таким
способом, ведь никому не нравится любоваться картиной природы, засоренной
отходами человека. В любом случае, возможно, лучше всего будет вбить колышек (и
поднять банку из-под "Пепси").
4. Оглядывайтесь. Пока вы
придерживаетесь своего пути во время плавания почаще останавливайтесь и
оглядывайтесь. Оглядки дадут вам представление о том, как будет выглядеть ваш
обратный путь. Убедитесь в том, что вы оглядываетесь на каждую метку после ее
прохождения. Удивительно, как метка может совершенно отличаться или даже быть
вообще невидимой с другой стороны.
5. Используйте свои приборы.
Большинство мест для погружений не имеют прямых линий в пределах направления.
Однако компас может вам помочь.
Один способ заключается в том, что вы
составили карту (на бумаге или в уме) с севером наверху. В любой точке плавания
вы можете использовать компас, чтобы обратиться на север и сориентироваться, что
вы видите на карте. Это риф слева от вас? Другой способ - это отмечать предел
направления, который вы запомнили, от лодки до рифа, принимая во внимание то,
что вы совершили перемещение без отчетливых меток. Взаимно соответствующий путь
от той самой отправной точки приведет вас обратно к лодке.
Ваш датчик
глубины также является прибором навигации. Например, отметьте глубину якоря
перед тем, как отпустить его. Допустим, это было 12 метров. На вашем обратном
пути если вы следуете на глубине 12 метров, то найдете якорь (подразумевая
отсутствие больших изменений от приливов и отливов).
Но никогда не
делайте этого
Когда ставите метки, никогда не ломайте или метьте
что-либо живое или мертвое.