Понедельник, 23.12.2024, 03:28
DIVE-POINT Сайт дайверов г. Горловка
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
БЕЗОПАСНОСТЬ ДАЙВИНГА [16]
Медицина дайвинга. [35]
Навыки. [17]
Снаряжение дайвера. [46]
Техно дайвинг [36]
Соло дайвинг. [9]
Ребризеры. [2]
Подводная охота. [24]
Фридайвинг [2]
Системы обучения. [8]
Фото и Видео под водой. [19]
Интересные дайвсайты. [8]
Водолазное. [0]
Дайверский юмор. [3]
Прочее [7]
Мини-чат
200
Главная » Статьи » Навыки.

Проблемы подготовки рекреационных дайверов в целях повышения их профессионализма и безопасности

Дэн Уолкер

В этой статье мы попытаемся выделить и обсудить недостатки, присущие рекреационному дайвигу в его современной форме.

На наш взгляд следует рассмотреть четыре главных аспекта.

   1. Рынок подводного снаряжения заполнен оборудованием , создающим при движении в воде сильное сопротивление и вызывающим при этом увеличение интенсивности физических нагрузок, что обусловлено его далеко неоптимальным и неэффективным дизайном.
   2. Существует реальный "страх" при решении проблем, связанных с прекращением подачи воздуха.
   3. Большинство рекреационных дайверов, независимо от уровня их подготовки, плохо разбираются в том, какое оборудование должно быть для них идеальным по мере возрастания их мастерства.
   4. Современные инструкции по дайвингу не делают должного акцента на том, как стать хорошим "БАДДИ".

1. Снаряжение дайвера не должно создавать большое сопротивление при движении в воде, вызывая при этом увеличение интенсивности физических нагрузок.

Эта тема напрямую связана с рынком подводного снаряжения и стремлением продавать "техно-подобное" оборудование. Производители снаряжения создали "образ" современного компенсатора плавучести (BCD) в виде большого жилета с огромными карманами (в том числе для различных элементов снаряжения), который должен обеспечивать дайверу плавучесть в любой ситуации. Проблема этой концепции состоит в том, что увеличивая плавучесть подобным образом, BCD жилетного типа создают большое лобовое сопротивление, и добавление больших карманов для элементов снаряжения еще больше увеличивают сопротивление. Что касается производителей и продавцов снаряжения, то чем BCD сложнее и более громоздкий, тем дороже его можно продать. По мере усложнения конструкции BCD производители создают бесконечные вариации навесок и цветовых схем, выпуская компенсаторы плавучести очень эффектными внешне.

С нашей точки зрения, "совершенный BCD" — это конструкция, которая не создает баллону скубы никакого дополнительного сопротивления. Если кто-то пользовался одной из старых конструкций, не имеющей компенсатора плавучести — только спинкой с подвесной системой и ремнями для крепления баллона, тот знает, на сколько быстрее его движение в воде и на сколько меньше усилий ему приходилось тратить. Но большинству дайверов все-таки необходима некая воздушная камера для поддержания нужной плавучести. Мы видим решение этой проблемы в использовании простой подвесной системы, хорошо облегающей переднюю часть тела пловца, не создающей сопротивления в воде, и использовании подковообразного воздушного "крыла", облегающего баллон, и также не препятствующего движению. При правильном подборе грузов (с учетом плотности вашего тела, костюма, объема легких) будучи полностью сдутой, сопротивление движению в воде такой системы будет аналогично старой конструкции, т.е. без крыла, но теперь уже способной увеличить Вашу плавучесть в случае необходимости. Если возникает необходимость добавить в конструкцию что-то из оборудования, то оно прикрепляется к подвесной системе в различных, предназначенных для этого местах. При "обычном", простом погружении Вы используете набор самых необходимых приборов, создающий минимальное сопротивление в воде, что позволяет Вам тратить меньше усилий при движении с заданной скоростью по сравнению с использованием BCD жилетного типа. Снижение физической активности позволяет снизить частоту пульса, из-за чего в свою очередь снижается интенсивность дыхания, давая возможность дольше находиться под водой , а также снижается интенсивность насыщения тканей азотом. А если Вы решите использовать при погружении скутер, вы поразитесь тому, на сколько быстрее позволяет двигаться наша конфигурация — это означает, что вы сможете продвинуться намного дальше.

2. Существует реальный "страх" при решении проблем, связанных с прекращением подачи воздуха.

Специалисты, исследующие и разрабатывающие приемы дайвинга, которые в наибольшей степени удовлетворяли бы требованиям безопасности, давно пришли к выводу, что существует более эффективный способ оказания помощи другому дайверу по сравнению с тем, чему обучают большинство организаций. Суть его состоит в передаче дайверу, нуждающемуся в воздухе, регулятора второй ступени, прикрепленного к длинному шлангу. Этот регулятор (на длинном шланге) является вашим основным регулятором и шланг от него проходит вокруг шеи, что позволяет вам быстро передать его дайверу, оказавшемуся без воздуха. Использование длинного шланга (4 - 7 футов) в открытой воде предоставляет вам неоспоримые преимущества при оказании помощи, так как вы можете спокойно плыть и контролировать ситуацию, не сталкиваясь постоянно с другим дайвером и не дергая его, как если бы он дышал из вашего октопуса на коротком шланге. Отдав свой основной регулятор, вы моментально переходите на дыхание из запасного регулятора на коротком шланге, который находится у вас под подбородком и висит на шее на петле из хирургической резиновой трубки. Дайвер, испытывающий проблемы с воздухом, может поддаться панике, и если к этому еще добавить туннельное зрение, то вам врядли захочется оставить его судьбу на волю случая. Ведь ему придется справиться с регулятором, который может оказаться неработающим или загрязненным. А если даже все будет нормально, то все равно у вас уйдет порядка 4 секунд, чтобы отстегнуть и передать ему ваш октопус. Такая задержка однозначно вынудит его дотянутся до регулятора, находящемуся у вас во рту. Длинный шланг позволяет мгновенно из любого положения вставить основной регулятор в рот дайвера, нуждающегося в этом, при этом оставив достаточное пространство для удобства действий. Дыша из регулятора на длинном шланге, дайвер не опасается, что он может быть выдернут у него изо рта при резком движении, что можно часто ожидать в чрезвычайной ситуации.
Также дайверу будет намного приятнее дышать из нормально функционирующей системы, он успокоится и предпримет разумные действия при движении к поверхности.

3. Как покупать снаряжение…

Большинство рекреационных дайверов, независимо от уровня подготовки, плохо разбираются в том, какое снаряжение подходило бы для них идеально по мере накопления опыта. При этом, главное, с самого начала понять, какое оборудование не будет устаревать при вашем переходе на новый уровень мастерства и при перемене мест погружение. Если Вы примите концепцию DIR ("Doing It Right") и начнете с одного баллона, подвесной системы Halcyon и крыльев, то при продвижении в учебе и усложнении мест погружений вы действительно ощутите прогресс, так как во всех случаях вам не понадобится менять конфигурацию снаряжения. Дайверу, который начинает с системы типа "спинка и крылья" в базовой конфигурации с одним баллоном и регулятором на длинном шланге, будет удобно проникать внутрь затонувших кораблей, в пещеры, либо осуществлять глубокие погружения. А как только вы освоитесь с подвесной системой, имеющей обтекающий профиль, и профессиональным использованием D-колец для стандартного размещения оборудования, то переход от погружений с одним баллоном к использованию спарки не составит никаких проблем.

Те кто никогда не захочет использовать спарки, но уже достигли достаточно высокого уровня в рекреационном дайвинге и погружениях на обогащенных воздушных смесях, возможно захотят для погружений в холодных водах, не проникая при этом внутрь затонувших кораблей, использовать алюминиевый пони-баллон (40 куб.футов). Используя подвесную систему Halcyon в конфигурации Хогарта, добавление пони-баллона на ее передней части очень похоже на запасной источник газовой смеси. Однако заметьте, что в этой конфигурации пони-баллон не является дополнительным источником воздуха. Он должен использоваться под деко-газ — обычно это чистый кислород или богатая найтроксная смесь. Пони-баллон надо использовать так, как технические дайверы используют стэйдж-баллоны. В случае же прекращения вашим регулятором подачи воздуха у вас есть запасной источник — это ваш бадди. Хороший бадди должен быть рядом. Если рядом нет хорошего бадди, значит ваш самый важный шаг в "выборе оборудования" оказался ОЧЕНЬ ПЛОХИМ.

Погружение со спаркой не повлечет за собой переучивание пользоваться новыми системами контроля плавучести — просто вы будете более инерционны из-за возросшей массы снаряжения, а в остальном все останется неизменным. И это идеальная ситуация, так как все приборы будут по-прежнему крепиться в привычных для вас точках и это не окажет влияния на ваши ощущения и координацию при их использовании (например, при движении вдоль ходового конца в пещерах и затонувших кораблях; позволит вам как и раньше плавать не поднимая ил ластами и т.д.). Использование новых компонентов снаряжения необходимо также, если даже вы займетесь только одними глубокими погружениями. В этом случае спарка обеспечит вам гораздо большую безопасность, дав вам больший запас воздуха или газовой смеси. Освоив погружения на определенные "глубины", многие опытные дайверы захотят отодвинуть свои пределы, скажем, чтобы погрузиться на затонувший корабль, лежащий на глубине 160 футов, или скалистый выступ на глубине 180 футов. По мере того, как им придется проходить обучение у "правильных" инструкторов, чтобы безопасно погружаться более глубоко, выбор снаряжение также имеет важное значение. Доскональное снакомство с этим снаряжением является ключом к повышению безопасности. В нашем случае к передней части подвесной системы могут быть прикреплены один или два баллона с найтроксом для использовании в декомпрессионных погружениях. Поскольку при этом совершенно не изменяется конфигурация подвесной системы, добавление стэйдж-баллонов не повлияет на ваш комфорт. А вот если бы вы все время до этого использовали BCD жилетного типа с одним баллоном и вдруг захотели использовать спарку с одним или двумя стейджами спереди, то вам придется произвести травмирующее вас полное изменение привычной конфигурации снаряжения. И это в последующих дайвах НЕ ПОВЫСИТ вашу безопасность.

4. Как стать хорошим "Бадди".

Пусть у вас и троих ваших друзей конфигурация подвесной системы и крылья такие, как рекомендует DIR. Каждый из вас дышит из основного регулятора на длинном шланге, каждый имеет второй регулятор под подбородком и каждый из вас без усилий движется в толще воды. Если у кого-то возникли проблемы, то поскольку у всех троих снаряжение имеет идентичную конфигурацию, то каждый точно знает, в чем состоит проблема, и каждый знает, как эту проблему решить. Если, скажем, это такая простая проблема, как прекращение подачи воздуха, то у вас есть трое парней, пытающиеся вставить вам в рот регулятор. Угроза не получить легко и быстро воздух в этом случае минимальна. Другой пример. Приходилось ли вам видеть плывущего неподалеку дайвера, у которого вдруг выскальзывает из крепежных ремней баллон - такое часто встречается на чартерных ботах. Вы НИКОГДА не видели его BCD раньше, и его ремни для крепления баллонов так перекручены, что вы просто не знаете, как быстро помочь этому парню. Тем временем неудачливый дайвер практически лишился воздуха и потерял контроль над плавучестью и может создать угрозу для вашей безопасности, не говоря уже о своей — тем более, если вы дали ему в этот момент октопус на коротком шланге. Этот пример объясняет одну из многих причин, почему все бадди должны иметь одинаковое снаряжение — они все знают, как справиться с типичными проблемами. А если какие-то неполадки они не смогут устранить на месте, они смогут безопасным образом доставить вас к поверхности.

И конечно же, помните еще одно правило, более важное чем те, что упомянуты в этой статье. Правило номер один заключается в том, что вы не должны нырять с небезопасными дайверами. Старайтесь погружаться только с теми людьми, которых вы знаете как безопасных дайверов, которые погружаются по тем же правилам, что и вы, и которые имеют конфигурацию снаряжения аналогичную вашей. Если вы заметили, что кто-то плохо справляется со своим оборудованием, или его снаряжение имеет недостаточно хорошую конфигурацию, попытайтесь найти деликатное и разумное объяснение, почему система DIR считает его/ее конфигурацию отличающейся от правильной. Возможно таким образом вы сможете повысить их безопасность в предстоящем погружении. Если у вас нет бадди, то следует поискать на корабле человека, чье снаряжение и ментальный подход к дайвингу вам ближе, и постараться погружаться в паре именно с ним. Запомните, что если у вас нет хорошего бадди, вы не можете быть уверены в том, что у вас есть резервный источник воздуха. Если вы, например, планируете достаточно экстремальное погружение на 120 футов, но не знаете в работе своего бадди, то для первого погружения с ним лучше выбрать другое место. Используйте первое погружение для того, чтобы проверить своего бадди, а он проверит вас, и только после этого совершайте с ним более экстремальные погружения, к которым вы стремитесь. Тогда вы сведете риск к минимуму. И раз уж вы нашли себе бадди, которому можно доверять, обращайтесь с ним хорошо — однажды может оказаться, что ваша жизнь будет зависеть от него.

Перевод: Александра Петрашека




Источник: http://www.russub.ru/statji/text12.html
Категория: Навыки. | Добавил: DIVE-POINT (08.03.2009) | Автор: Дэн Уолкер
Просмотров: 1378 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz