| «Глаза Стерна были так устроены, что маленькие вещи часто виделись ему крупнее больших». Вирджиния Вулф о «Сентиментальном путешествии по Франции и Италии» Лоренса Стерна. Собираясь в путь Что является приоритетным направлением вашей фотографической деятельности? Портреты? Пейзажи? Жанровые сцены? Дикие животные? |
В
каждом случае выбор аппаратуры должен быть свой. Нет смысла тащить с
собой технику на все случаи жизни: нельзя объять необъятное, а вес
взятого с собой будет постоянно давить вам на плечи, накапливая
усталость и ухудшая мобильность. Когда вы много перемещаетесь и
физические нагрузки велики, на первое место выходит ваша выносливость и
способность концентрироваться на объекте съемки. Кому-то может
показаться, что, скажем, пять объективов дают больше возможностей, чем
два. Однако зачастую большое количество аппаратуры путает фотографа и не
используется им в полной мере. Если наглядно – лучше мучиться выбором
между двумя объективами, чем иметь с собой пять и, соответственно,
тратить на это в пять раз больше времени и сил. Отсюда рекомендация:
берите в путешествие только проверенную лично вами технику, с которой вы
чувствуете себя комфортно; все необходимые тесты и эксперименты
проведите заранее.
Возвращаясь к вопросу о количестве аппаратуры:
творческий выбор всегда интереснее технического! Разумеется, набор
аппаратуры для автопутешествия может быть существенно тяжелее, чем для
пешего похода по горам, однако общее правило при съемке путешествий
такое: чем меньше вес, тем проворнее руки и глаз.
Вес и объем аппаратуры
Те,
кто всерьез занят съемкой путешествий, склонны оптимизировать не только
количество техники, но и ее вес и объем. Выбор системы – вопрос для
отдельного исследования, но в отношении оптики доподлинно известно:
зум-объективы почти всегда объемнее фикс-фокальных, кроме того, они
обладают меньшей светосилой. У «фиксов» лучше и оптические
характеристики (резкость, искажения и т. п.). На мой взгляд, сказанное
является мощным аргументом в пользу «фиксов» для путешествий. Конечно,
вам придется привыкнуть к «зуммированию ногами», но очень скоро вы
раскроете весь спектр возможностей объектива и станете снимать с лучшим
качеством в условиях недостаточной освещенности. Прибавьте к этому
меньший вес, меньший объем и зачастую меньшую цену, и вы оцените
преимущества «фиксов» для путешествий.
Светосильная оптика
Как
известно, хорошего света много не бывает. В этом смысле бюджетные зумы с
переменной диафрагмой 3.5-5.6 и даже профессиональные с постоянной
диафрагмой 2.8 – не конкуренты «фиксам» с диафрагмой 1.4. Кроме самой
картинки, разница будет видна в комфортности съемки в условиях низкой
освещенности: вы сможете работать с более низким ISO и выиграть в
качестве. Путешествие – это всегда неожиданные повороты и встречи. Очень
часто вы будете перемещаться с яркого солнца в прохладный полумрак
помещений и радоваться тем возможностям, которые дает вам ваш 50 мм или
35 мм с диафрагмой 1.4. Если говорить о длиннофокусной светосильной
оптике – она обойдется дороже двух указанных объективов. А при работе с
длиннофокусными, но не светосильными объективами на длинных выдержках
помогут стабилизаторы изображения.
Штатив – за и против
На
этот счет существует множество точек зрения, но готового решения нет.
Кто-то принципиально за штатив, кто-то категорически против. Мои
соображения: штатив хорош тем, что от его использования всегда можно
отказаться. Рекомендация: не очень дорогой и не очень тяжелый, но
достаточно устойчивый штатив. Такой штатив я обычно оставляю в отеле на
дневное время, когда точно знаю, что он мне не понадобится, а забираю
только в ранние утренние или вечерние/ночные часы, когда в нем возникает
необходимость. На мой взгляд, такое решение вопроса более правильное,
нежели выбор легкого портативного штатива, который болтается с вами
постоянно, занимает место и давит на плечо, между тем недостаточно
стабилен и, как правило, довольно дорог. Помните также, что в связи с
требованиями безопасности при авиаперевозках штативы лучше сдавать в
багаж. Если вы не сделали это, вас могут остановить непосредственно на
личном досмотре, и тогда забот будет существенно больше.
Куда это все сложить?
Аппаратуру
можно носить в сумках (удобных и функциональных, на молнии и на
карабинах), рюкзаках с лямками через одно или два плеча, а также в
поясных сумках, навесных «карманах» и просто в чехольчиках, рассовав их
по карманам верхней одежды. Во многом выбор – дело вкуса фотографа, но
зависит это также от условий съемки и количества техники. Важные
факторы, которые стоит учитывать: пыле-, влагозащищенность (самой ткани,
стыков или молний и т. п.), наличие специального «капюшона» на случай
дождя, удобство ношения сумки или рюкзака в толпе, возможность быстро
вынуть и убрать аппаратуру, сменить оптику. Безусловно, важна и
специфика путешествий. Для водных походов, например, сейчас предлагаются
полностью герметичные сумки.
Полезные – и не мелочи
Сюда
относятся бленды, фильтры, салфетки для чистки оптики, спусковые
тросики для съемки со штатива, а также такая простая штука, как
батарейки. О выборе всех этих вещиц написаны тома, и нам просто нужно не
забыть прихватить их с собой. Для защиты аппаратуры в условиях крайне
высокой влажности можно использовать силикагель. Для защиты от дождя и
брызг в ряде случаев подойдут обычные чистые полиэтиленовые пакеты, но
помните, что класть в них можно только сухую аппаратуру. Если на аппарат
попала вода, надо предварительно его высушить, чтобы в пакете не
случился парниковый эффект – очень некомфортная для техники среда.
Погода в месте съемки
Стоит учесть фактор погоды не только с точки зрения одежды, но и с точки зрения света (солнечно, туманно и т. п.).
К
примеру, мне довелось дважды путешествовать по Китаю зимой, когда свет в
центральных и южных провинциях особенно мягок, а солнечные дни редки –
замечательные условия для черно-белой фотографии. Также неплохо заранее
осведомиться о продолжительности светового дня: это поможет понять, где и
до какого времени вы можете находиться. Далее по месту можно понять,
где находится солнце, и спланировать день.
Как одеться
С
одной стороны, это вопрос сугубо личный, с другой – есть свои тонкости.
Разумеется, первый принцип – одеваться по погоде. Я бы посоветовал
одежду с большим количеством карманов, причем застегивающихся на молнию
или пуговицы. Для особо ценных вещей – внутренний карман на надежной
застежке, а также «карманы», вешающиеся на шею, или «секретки» вокруг
пояса. А для ношения денег – специальные ремни, куда можно спрятать
купюры. Все это добро можно купить почти в любом аэропорту, правда,
степень удобства будет различной. Опыт подсказывает, что лучше всего
подходят «секретки» из мягкой ткани, которые не слишком видны под
верхней одеждой и даже под легкой рубашкой.
Осторожными
стоит быть с солнечными лучами в экзотических странах, лучше носить
рубашку с длинным рукавом, а на голове – нечто, прикрывающее не только
саму голову, но и уши, которые в таких странах, как Индия, могут
обгореть до волдырей даже в январе. Внимательно стоит отнестись к защите
от насекомых, особенно если известно, что они переносят, скажем,
малярию.
Обувь – вопрос чрезвычайной важности. Она должна быть,
во-первых, притертой к ноге, во-вторых, приспособленной к длительному
хождению (хорошая амортизация, способность «дышать»). Кроме того, если
есть вероятность дождей, стоит положить в багаж пару обуви на этот
мокрый случай. Как правило, я беру с собой привычные кроссовки и горные
ботинки, иногда – сандалии спортивного типа (они пригодятся, скажем, для
прогулок под дождем в теплую погоду или для съемки в воде: ноги
защищены от возможных повреждений и быстро сохнут).
Тщательно
подберите носки: не забудьте про термоварианты для холодных условий, а
также проверьте, насколько хорошо (плотно) носки сидят на ноге. Носок,
который сползает при длительном хождении, натрет вам ногу. Теперь
представьте, что в этот день вам надо снять водный фестиваль на
какой-нибудь особенно желтой реке в Китае – а у вас на пятках
прорвавшиеся мозоли, величиной с пятак каждая…
В дождь очень
помогут плащи-пончо с широкими рукавами. В продаже имеются специальные
плащи для фотографов, но они мало подходят для уличной фотографии, пончо
в этом отношении удобнее: хорошо защищают, да и камера под ними не
видна, а достать ее – пара движений.
Наконец, стоит принимать
решение по цветовой гамме – не только ориентируясь на погоду, но и
учитывая возможность слиться с толпой. Все-таки чем меньше фотограф
привлекает внимание, тем удобнее: если вас заметят в толпе на пару
секунд позже, это даст вам лишний шанс сделать кадр.
Чек-лист
Составьте
перечень необходимого, чтобы ничего не забыть. Кстати, это касается не
только аппаратуры. По сути, если речь идет о путешествии с
фотографическим уклоном, даже не относящиеся к фотографии детали могут
сказаться на съемке как положительно, так и отрицательно. Так что
вдумчиво отнеситесь к составлению списка, все пункты важны. В фотографии
мелочей нет, и миллиметр, по словам Картье-Брессона, имеет значение. В
путешествии тоже нет мелочей, и часто малое видится там крупнее
большого.
Продумайте все заранее. Маршрут, цели поездки, ваши идеи, аппаратура, экипировка – все это звенья одной цепи.
Не откладывайте сборы на последний момент: под рукой или в магазине может не оказаться как раз самого простого и необходимого.
Для читателя все сказанное выше – чужой опыт, и чтобы он стал своим, надо прожить различные ситуации самому.
В конечном счете универсального опыта не существует, поэтому так редко можно дать универсальный совет.
Другими
словами, если вернуться к Стерну: «Нередко Стерн долго и обстоятельно
рассуждает о тех или иных событиях, пока наконец не решает: все равно
тут нет ни слова правды» (Жан Поль).
Автор: Андрей Гордасевич