На первый взгляд самым очевидным отличием между
пленочной и цифровой фотокамерой является наличие ЖК-дисплея на задней
панели цифровой камеры, который позволяет оценить результат сразу после
съемки. Вы можете подумать, что возможность просматривать снимки на
маленьком ЖК-дисплее - основное преимуществом цифровой фотокамеры. Кроме
того, если нужно, то можно еще приблизить изображение, проверив при
этом его на резкость. Для некоторых пользователей основным преимуществом
ЖК-дисплея является возможность проверки экспозиции последнего
сделанного снимка.
Правильная экспозиция - это залог получения высококачественного
снимка. Это условие остается одинаковым как для пленочных, так и для
цифровых камер. Переэкспозиция более характерна для цифровых фотокамер,
поскольку матрицы цифровых фотоаппаратов имеют свойство накапливать
заряд пропорционально количеству света до некоторого уровня, после
которого происходит насыщение ячейки и матрица на свет практически не
реагирует. Поэтому старайтесь не переэкспонировать свои снимки, иначе
есть вероятность утраты деталей в светлых областях с невозможностью их
последующего восстановления.
Эту проблему легко решить с помощью цифровой фотокамеры: камера
позволяет просмотреть последний сделанный снимок и серую гистограмму с
цветовой градацией от 0 (черного) до 255 (белого).
Предлагаем Вашему вниманию примеры 4 гистограмм (созданных в Adobe Photoshop) с разными данными и характеристиками.
Гистограмма 1: График, обозначающий значительную переэкспозицию
Детали в светлых областях (с правой стороны гистограммы) утрачены.
Этот снимок в большинстве случаев станет одним из претендентов на
удаление. Некоторые рекомендуют "вытягивать" детали в Photoshop, но все
же, это ненастоящие детали, присущие реальной картинке.
Гистограмма 2: График, обозначающий потенциальную переэкспозицию
На гистограмме видно только маленький столбик (справа), отображающий
передачу деталей в светлых областях, поэтому стоит ли удалять
изображение или нет, зависит от конкретного снимка. Если столбик
соответствует чистому белому цвету на изображении или не столь
существенным деталям в светлых областях, тогда снимок получится
нормальным. В противном случае мы столкнемся с потерей деталей в светлых
областях.
Поэтому, если в камере предусмотрена возможность обозначать
переэкспонированные области, рекомендуется использовать функцию
предосмотра изображения с помощью ЖК-дисплея (включив при этом индикатор
переэкспозиции).
Гистограмма 3: График обозначает хорошую экспозицию
На графике видно, что в светлых областях хорошо переданы все детали
изображения. Заметна утрата динамического диапазона в светлых областях,
но это можно легко скорректировать в Photoshop. Чтобы получить такую
гистограмму, нужно хорошо постараться. Для получения наилучшего
результата нужно, чтобы такая гистограмма начиналась как можно ближе к
правому краю графика.
Гистограмма 4: График обозначает большую недоэкспозицию
На графике видно, что многие детали в тенях утрачены. Но это не
единственная проблема: поскольку для цифровых фотокамер характерно
появление шумов в темных областях, то при коррекции изображения шумы
проявляются даже на уровне полутонов.
Правило "Экспонировать вправо"
Взяв во внимание все вышеперечисленное, можно заключить, что идеальная гистограмма не должна:
- cодержать данные о переэкспозиции или утери деталей в светлых областях изображения;
- cодержать данные о недоэкспозиции, поскольку это приводит к утери деталей в темных областях или проявлению шумов на изображении.
В результате идеальная экспозиция на гистограмме отображается в виде
графика, который начинается как можно ближе к правому краю, но при этом
изображение не должно быть переэкспонированым. К сожалению, в реальной
ситуации не все так легко и просто.
В целом форма гистограммы не имеет никакого значения, график просто обозначает распределение тонов снятой сцены.
В следующей части ми объясним, почему лучше немного недоэкспонировать
изображение, чем рисковать утратой деталей в светлых областях. Тем
более что некоторые гистограммы очень трудно читать на открытом воздухе
при ярком освещении.
- Существует еще одна сложность: правая часть гистограммы
по-разному оценивается разными камерами. Некоторые камеры отображают
традиционную гистограмму, где в правой ее части находится участок,
содержащий, информацию о деталях в светлых областях. Другие камеры
обрезают правую часть графика. Поэтому нужно уметь правильно читать
гистограмму вашей камеры.
- Также одна гистограмма может неодинаково отображаться в разных
RAW-конверторах, поскольку они по-разному интерпретируют значения точки
отсчета экспозиции - EV 0.
Обрезание цветовых каналов
Уже упоминалось, что гистограммы в большинстве камер отображаются в
виде серой шкалы. Но поскольку речь идет о цветных изображениях, мы
имеем дело с гистограммами всех трех RGB-каналов.
Обрезание может произойти только по одному или двух цветовых каналах и
при этом может не отображаться на гистограмме яркости (luminance).
Ниже можно увидеть пример изображения, сделанного Canon 10D, которое
имеет типичную проблему насыщенных цветов. Снимки с синими, оранжевыми и
желтыми цветами являются идеальными претендентами, при этом есть
вероятность не использовать всю высоту графика при полной экспозиции.
На гистограмме в Camera Raw 2.2 видно проблему в синем канале.
Эта переэкспозиция в синем канале не была отображена на гистограмме в
камере, поскольку использовались средние значения по всем трем каналах
(наиболее часто используется так называемая гистограмма яркости, где
зеленый цвет имеет большее значение, чем красный или синий). В таком
случае могут помочь гистограммы по всем трем цветовым каналам. Во многих
новых камерах имеется возможность просматривать и цветные гистограммы и
гистограммы яркости.
Гистограмма "after"
Большинство камер предоставляют возможность просмотра гистограммы в
виде превью. Ниже находится пример такой гистограммы на Nikon D70:
Гистограмма готового снимка будет полезной, когда есть возможность
сделать повторный снимок в случае ошибки экспозиции. Если, для пейзажной
фотографии такой вариант подходит идеально, то при съемке птиц и дикой
природы гистограмма готового снимка часто бесполезна, так как снять один
и тот же кадр 2 раза практически невозможно. Гистограмму изображения
нужно проверять всегда. В случае, если экспозиция правильная и условия
освещения не меняются, гистограмму можно проверять не так часто, а время
от времени.
Гистограмма "before/live"
Идеальным решением является использование гистограммы реального
времени "live" для замера экспозиции. Эта возможность уже реализована в
цифровых фотокамерах. Многие незеркальыне камеры, например Sony R1
отображают гистограммы реального времени.
Ниже представлен пример гистограммы реального времени на ЖК-дисплее типичной незеркальной камеры:
Представить гистограмму реального времени в цифровых зеркальных
фотокамерах сложнее, поскольку сенсор изображения закрывает зеркало.
Одно можно сказать точно - нужно работать над усовершенствованием
технологии представления гистограмм реального времени.
Действительно ли нужна гистограмма?
Гистограмма несет в себе информацию о пере- и недоэкспозиции. Если
эту информацию можно будет представить каким-то другим способом, тогда,
возможно, метод использования гистограммы станет устаревшим и выйдет из
употребления. На данный момент гистограмма является наиболее эффективным
способом достижения лучшей экспозиции.
По материалам outbackphoto.com
Перевод: Попиль Катерина